Язык
- одна из величайших загадок человеческого
бытия. Почему люди, в отличие от остальных
видов живых существ, обитающих на Земле,
способны общаться посредством языка?
Как появился язык? Многие ученые-палеонтологи,
лингвисты, этнографы на протяжении
последних столетий пытаются ответить
на эти вопросы, но пока так и не нашли
приемлемые ответы, хотя и выдвинули
бесчисленное множество теорий. Язык
- главный признак, отличающий людей от
других биологических видов. Ученые
пытались докопаться до исходных форм
языка, изучая так называемые примитивные
современные народы. Однако выяснилось,
что неграмотные «дикари» говорят не
менее выразительно и сложно, чем мы,
хотя словарный запас у них, естественно,
меньше. Кроме того, древних и молодых
языков, строго говоря, нет: все прошли
очень долгое развитие, только в разных
условиях. Одна
из главных особенностей человеческой
речи – принцип двойного членения. Она
состоит не только из отдельных значимых
слов, соединенных в предложения. Каждое
слово делится на звуковые единицы,
фонемы, общее число которых невелико,
но дает бесконечное множество сочетаний.
Когда мы разговариваем, то наделяем
значением незначимые для нас звуки.
Палеоэтнограф Андре Леруа-Гуран считает,
что человеческий мозг прибрел способность
к речи с момента изготовления орудий.
Поскольку изготовление и применение
орудий – это тоже двойное членение.
Типы рабочих операций ограничены
возможностями руки и по отдельности
ничего не значат. Однако из них, как из
фонем слово и из слов фраза, складывается
осмысленный результат. Первые
рисунки по своему происхождению
непосредственно связаны с языком и
гораздо ближе к письменности, чем к
произведениям искусства. Антропологи
читают, что речь с «двойным членением»
возникла 50 – 100 тыс. лет назад, когда
люди стали хоронить умерших, носить
украшения и расписывать стены пещер. Появление
звуковой речи способствовало возникновению
и развитию новых типов мышления, в
особенности абстрактного мышления,
давшего человечеству ключ к разгадке
сокровенных тайн окружающего мира. Учась
говорить, ребенок сначала использует
застывшие формы слов и лишь потом
обретает способность их изменять и
грамматически верно связывать. Младенец
общается жестами и криками. Потом крик
дифференцируется по «произношению»:
очевидно, благодаря врожденным
особенностям своего мозга и голосового
аппарата человек начинает выделять
гласные и согласные, придавая им
определенный смысл. Ребенок учится
говорить всегда по определенной схеме
и быстро проходит от стадии двучленных
предложений к нормальной речи. Наши
дети овладевают навыками устной речи,
едва достигнув четырехлетнего возраста;
если ребенок в четыре года не умеет
говорить, то это—следствие врожденной
или приобретенной патологии. В
целом же дар речи присущ всем людям - и
никому из других живых существ, населяющих
Землю. Почему же только человечество
обладает способностью к речевой
коммуникации и как мы обрели эту
способность до сих пор остается загадкой.
|